Путешествия

На главную   Фотография   Рассказы   Немного обо мне

Сплав по верховьям р.Томь

Время проведения: июль 2000 г.

Краткое описание маршрута:

Село.Балыксу (Хакасия) – п.Геодезический (Кузбасс).

Прекрасные таёжные пейзажи с невысокими (до 1500 м) горами. Быстрое течение, небольшие пороги

(не думаю, что даже в период подъёма воды превышающие 2-ю категорию), большое количество подводных камней.

Участники:

Соломатин Роман

Житин Родион

Кустников Александр

Сплавсредства.

Две обычные двухместные резиновые лодки и одна одноместная (использовалась как баржа для груза)

Ну конечно, Рома был самый главный, а может и единственный заводила всего сплава. Это он решил,

что пойдём мы не Мрас-су (как обычно), а на Томь и это он решил, что добираться до Балыксу мы будем  поездом «Абакан-Новокузнецк».

Разумеется без билетов. Его отец подвёз нас до Междуреченска, где пресловутый поезд делает остановку,

Там было принято решение брать проводника длинным рублём и сажать нас правдами и неправдами в вагон.

Немного поддатый Ромин папа, начал и закончил разговор только одним словом «Сколько?»

Проводница, что-то там говорила про ревизоров и свою нелёгкую долю, но слова её обрывались…

-Сколько?

-А куда вашу срань (имелись ввиду наши суда) девать будете и вообще…

Договорились за 50 р. с человека. Ср…, точнее лодки определили в общий вагон где ехал Саня,

который почему то позаботился о билете заранее. Нас же с Ромой определили в стоячее купе со всеми удобствами, или в народе туалет.

Там мы должны были сидеть тихо и не высовываться, так как по поезду как раз ходил недобрый ревизор.

Ну что ж, оказывается в поездном туалете вдвоём ни так уж и тесно…

Поезд едет, стучат колёса на стыках рельс, а по ту сторону двери, озверевший народ ломиться в наше тесное купе.

Плачут дети. Причитают мамы. Ведь город уже давно позади! Почему не открывают? Безобразие!

Я представил момент, когда нам всё-таки придётся отсюда выйти….

А ведь осталось ехать и не так уж и долго…

Не знаю, что предприняла проводница, но через какое то время вроде стало тихо. Вдруг в двери громко постучали.

Мы затаились. Раздался негромкий голос проводницы. «Открывайте». Открыли. Со словами «Быстрее отсюда!» нас перепрятали в тамбур.

Тут было не так страшно, правда, на унитазе уже не посидишь…

В Балыксу мы приехали поздно ночью. Времени искать стоянку не было, и мы остановились на берегу Томи прямо в двухстах метрах от села.

Утром, оставив Рому в лагере, мы с Саней пошли в село за продуктами. На центральной улице вовсю идёт торговля домашним молочком.

Но вместе с банкой нам его продавать отказались. Банки очень ценны в этих краях. Ну что делать, мы пошли купили водки. Настоящей Тамбовской. Две бутылки….

Что делала настоящая Тамбовская водка в глухом таёжном селе, мы как то сразу то и не озадачились.

И вот начался сплав!

Первая лодка: Я и Саня. Вторая лодка: Рома, между нами ласково Пидовка. Третья лодка: просто наш груз.

Мы безжалостно лезем во все стоящие перед нами валы (слава Богу не более чем полметра), называя между собой их  кайфом.

Вон кайф! Туда греби, туда!

Вода в лодку. А всё равно, вон следующий кайф.

Река нас стремительно несёт, расслабляться не получается ни на секунду: постоянно кайфы и постоянно торчащие и спрятанные в воде камни.

Напарываясь на которые, лодка угрожающе скрипит.

Вокруг проносятся причудливые скалы, и Роме иногда удаётся нас обогнать. Он бойко орудует одним веслом.

По берегам стоят немногочисленные рыбаки, которым мы вроде не мешаем. Ещё реже, но всё же стоят дамы топлесс. Зачарованно любуемся.

Камни и кайфы становятся на короткое время безразличны.

А на одном из пляжей мы нашли голую песочную женщину. Пока мы там отдыхали, купались, я ей деликатно одолжил свою одежду.

На одном из кайфов меня накрыло чуть ли не с головой. Лодка выдержала. По любому это было уже категорийное препятствие.

Правда после этого, это уже был бассейн на воде, а не лодка, но это мелочи J

Вечером решили пригубить водочку. Попробовали – какой то керосин. Ох уж эти Тамбовцы….

А как она в костре горела, прямо почти как бензин. Так её всю и спалили. Целый литр.

Ночёвки проходят гладко, правда, у меня нет спальника и поэтому приходиться прижиматься к Роме. Он вроде не против…

Лужба.

Как оказалось, это был переломный момент на маршруте. После неё исчезли женщины и кайфы. Зато появились унитазы

(участки со стоячей водой). Мы что-то немного заскучали. А Саня со скуки даже увидел черепашку. Она мирно лежала на песочном дне

в одной из проток на острове.

Вот уж кого на Томи никогда не было, так это черепашек. Но он так искренне, так радостно закричал «Черепашка!», что мы тут же развернули лодку и принялись усиленно грести против течения обратно, в сторону лежбища пресмыкающегося (благо скорость была маленькая).

Мечта об черепашки была разбита…На деле это оказался косющий под черепаху булыжник.

Ещё одна ночь.

А в следующее доброе утро я подкачиваю лодку (надо заметить, что у нас лодки немного разной конструкции: у одной задний, передний баллон; у другой -  правый, левый). Хорошо подкачал. Подношу к воду, небрежно бросаю её на воду.

Взрыв.

Заднего баллона как не бывало! Лопнул. По шву. Ремонту не подлежит.

У второй лодки один баллон тоже вдруг неожиданно начинает спускать.

Мы долго не думали, соорудили баркас из двух лодок. Закинули лопнувший баллон на пока что более менее целую лодку и вперёд!

Правда и другую лодку мы тоже подкачивали почти каждые сорок минут… При этом она издавала ужасные пердящие звуки – нипель был слишком длинный.

Плывет трёх метровая лодка, с болтающейся туда сюда задницей и время от времени попёрдывает… Рыбаки уже смотрели на нас с лёгким недоумением…

Нечасто такие суда бороздят перекаты Томи. Сзади за нами, как не пришей к кобыле хвост болталась, как им то чудом не перевернувшаяся лодка с нашими вещами….

Стало сложнее грести на унитазах.

Последняя ночь. Судя по карте, нам завтра предстоял порог, официально на ней отмеченный.

Косой порог.

Из всех участников признаки волнения подаю только я. Даже вещи зачем то к лодке привязал.

А на деле этот порог оказался просто весьма длинным перекатом с достаточно большим уклоном реки. Его (уклон) даже видно было невооруженным взглядом.

Пролетели его как Тузик над забором.

А потом что-то совсем скучно стало. Одни унитазы пошли…

В итоге мы не доплыли до Междуреченска каких-то 3-х километров. Вылезли в п. Геодезический. Как раз, кстати, там отходил автобус в город, на который мы сумели успеть

И всё… До свидания, Томь, до свидания!

Твои воды мы не забудем никогда…

Нам всем сплав очень понравился.

Только немного жаль, что в одну воду дважды не войдёшь.