На главную Фотография Рассказы Немного обо мне
Алтайская велопрогулка
Отчёт о походе 2-й категории сложности по Горному Алтаю.
Горный Алтай. Это небольшая горная страна, расположенная на юге Западной Сибири. Климат умеренно континентальный, с коротким жарким летом и длинной морозной зимой. Рельеф характеризуется высокими хребтами, разделёнными узкими и глубокими речными долинами. Самая высокая гора Белуха (Кадын-Бажы) - 4506 м, является высочайшей точкой Сибири.
Но что такое Горный Алтай на самом деле?
Это супердискотека на озере Ая и превосходная Чемальская ГЭС!!! ответят жертвы всевозможных туроператоров J
Это, сцуко, водка - добавит кто-то из них.
Это красивейшие строптивые горы покрытые вечными снегами. Которые можно исследовать всю жизнь. И это будет яркая жизнь! скажут Вам любители восхождений и прочих пешеходных шалостей.
Это отличная рыбалка на форель, хариус и пелядь! скажет заядлый рыбак и будет прав!
Тут есть где порыться - скажут археологи. И действительно, на Алтае ещё очень много всего неизведанного и некопаного.
Это суперэкстремальные сплавы, это отличные места для парапланеризма, для фрирайда! скажут любители красивой смерти.
И наконец, так или иначе, но все велосипеды Новосибирска смотрят своими рулями на Горный Алтай J. А их хозяевам так и хочеться покрутить педали по этому дикому, вечно манящему к себе горному краю.
Поэтому для нас, байкеров, Горный Алтай - это отличный велопоход!
о. Телецкое, мыс Кырсай с. Балыкча пер. Катуярык (1652 м.) с. Улаган пер. Улаганский (2080 м.) с. Акташ (заброска на уазике) р. Чёрная (Чуйская степь) с. Кош-Агач с. Акташ с. Иня пер. Чике-Таман (1250 м., старая дорога) с. Онгудай.
Пройденное расстояние 470 км.
Что можно сказать о маршруте? Если не считать весьма дорогостоящую заброску от Акташа до Кош-Агача, маршрут весьма оптимален и достаточно прост. Всё разнообразие Горного Алтая в одном флаконе! В общем, все кто сомневается, кто ещё не в теме, не обладает чрезмерной лосистостью и просто хочет хорошо отдохнуть рекомендую. Собирайте монатки и вперёд! J
И ещё, Вам обязательно понравиться Горный Алтай.
Команда:
Житин Родион 25 лет, г.Новосибирск
Руководитель, идейный вдохновитель похода, штурман, фотограф, костровой.
Транспортное средство: велосипед Idol Woodoo |
|
Краткая характеристика: Неисправимый романтик, склонный переоценивать свои силы и почти не боящийся никаких трудностей. Ездит не очень быстро, но способен на долгодневные непрекращающиеся нагрузки. В голове всегда много планов, а в детстве по собственному желанию учил наизусть азбуку Морзе. По профессии инженер связист. Холост. |
Турков Алексей 25 лет, г. Новосибирск
Завхоз, медик, 2-й фотограф, очень полезный человек в походе.
Транспортное средство: велосипед Merida |
|
Краткая характеристика: Неизгладимая интеллигенция, при возможности всегда уклоняется от организаторской деятельности, не терпит штампов, во всём признает только качество. Если хорошо кормить ездит как бык и способен на любые подвиги! Обожает брутальный рок и каждый день съедает по шоколадке. По профессии информационщик-связист. Холост. |
Коробейников Андрей 22 года, г. Новосибирск
Механик, обладатель бинокля и самый осторожный человек в походе.
Транспортное средство: велосипед GT |
|
Краткая характеристика: Коктейль тонкого технического ума, вечного сомнения и истинного ценителя прекрасного. Прежде чем что-то сделать, семь раз отмерит, а потом ещё один, для надёжности. Ездит хорошо, пока не устанет J
По профессии программист студент. Будущий магистр технических наук. Холост. |
Ну что можно сказать про нашу команду? Молодые люди, необременнёные излишними обязательствами и обязанностями, ищущие свою долю адреналина и чувства покорения неизведанного. Сплочённые дружбой и общими интересами. В принципе, мы и не искали дополнения к нашей команде, но были и не против, что бы кто нибудь к нам присоединился. Например, было жаль, что с нами не поехали Евгений Самойлов и Екатерина Шкитина.
Реальным опытом походов и совершения самоотверженных подвигов обладал только я. К тому же, как я ходил, нормальные люди уже не ходят, поэтому некоторые поступки моих друзей были мне немного непонятны. Но это уже мои собственные проблемы J
В общем, что сказать? Нормальное такое мужское трио.
1-й день (23 августа) «Воды Телецкого озера»
О. Телецкое, с.Иогач (переправа на катере) мыс Кырсай с. Балыкча р. Башкаус.
А начался первый день рано утром, в движущемся в сторону Телецкого озера туристическом автобусе. Это был последний автобус в этом году, и все люди ехали на закрытие сезона. Везли с собой ящики с алкоголем и помидорами. Провожать, понимаешь, лето. Один из них, глядя на наш спортивный вид, даже осторожно спросил: «Ребят, а вы вообще в тот автобус сели?». «Вот это экстрим!» - говорил другой, глядя на наши зачехлённые велосипеды. «Вот это экстрим » - думали мы, глядя на их центнер водки
В Иогаче нас уже поджидал катер с гордым названием «188», куда мы собственно все и загрузились. На катере мы уже были не одни такие, тут уже были двое байкеров с Тамбова. Ехали они с Бийска, в пути уже второй день и вроде как планируют пройти традиционную «Кругосветку». Все вместе смотрим на грозу, которая сверкает совсем уже невдалеке, соглашаемся, что поход протекает несколько поздновато сезон то заканчивается Ну что поделать, нам всё равно ничего не страшно J
Катер отходит от берега и почти сразу нас настигает та самая гроза, провожая нас громом, молнией и большим количеством воды. Холодно, вокруг неприступные горы, на каждом месте, где берег хоть чуть-чуть пологий, стоит либо деревня, либо база, либо просто харчевня. У одной из таких забегаловок наш гордый «118» и остановился. Заправляемся беляшами с чаем, двигаем дальше. Следующая остановка водопад «Корбу». Сход на берег 200 р. с человека. Ужоснах! Сами его смотрите! К тому же, ничего интересного он из себя не представляет. Но, тем не менее, половина пассажиров на радость телецкой мафии сходит на берег.
Всего, со всеми остановками, до мыса Кырсай катер добрался за 5 часов. Следует он на базу Кырсай, а нас, небрежно опустив трап прямо в воду, выкидывает на самом мысе.
Начинаем спешно собирать байки. Покрапывает дождь. Наши Тамбовские товарищи уезжают первыми, мы же пока жуём хлеб с колбасой.
Ну что ж, начинаем наш путь!
Кони быстро ехать не хотят, с неба опять полилась вода. Если так будет весь поход, то ничего кроме луж на дорогах мы не увидим. Не хотелось бы
Буквально через 9 км появляется с. Балыкча. Много ужасов мы читали про это поселение алтайцев. Может так всё и есть, но будний день, дождь и сенокосная пора придали добра этим людям и они как-то вообще особо не обращают на нас внимания. Даже сами первые с нами здороваются, а если забывают, то мы здороваемся первыми, так, на всякий случай J
Через 25 км пути уже появляется р. Башкаус, время уже под вечер, и мы недоезжая моста сворачиваем направо и метров через 300 ставим лагерь почти на берегу реки. Дождь закончился, и рядом с нашим лагерем обнаружилась сухая сосна. Ура! Будет бАльшой костёр!
А уже под ночь, когда мы запаковывались в спальники, пришла она, паника
«Блин, катафоты в темноте светятся, за километр видать!» - причитал Андрей.
«Выключи, свой фонарь! Его же может быть видно с дороги!» - почти приказывал ему Лёха.
«Что за мотоцикл тут ездит почти ночью? Это наверно местные опомнились и ищут нас » - шушукались мы все. И это притом, что палатка была наша достаточно хорошо спрятана за деревьями и едва ли было видно костёр, не то, что маленький налобный фонарик
Вот что значит сильно много читать всяких отчётов перед походом J
Водная часть пути 80 км. Велопробег за день: 26 км.
Дорога: более-менее хорошая грунтовка. Спусков и подъёмов можно сказать нет.
2-й день (24 августа) «По Чулышманской долине»
р. Башкаус с. Коо под перевалом Катуярык
Прошла ночь. На нас так никто и не напал.
По горам медленно ползёт туман. Атмосфера вроде не холодная, жить можно J
Долина нижнего Чулышмана одно из самых красивых мест на Алтае. Гигантские горы с перепадом высот более километра и текущие по ним реки резко обрываются вниз, образуя живописное ущелье водопадов. Пейзаж меняется почти через каждый километр. Очень всё это красиво.
! Чуть пониже от устья реки Чульча, на правом берегу Чулышмана видно уникальное природное явление: многометровые скалы в виде грибов. Невооружённым взглядом их видно плохо, но в бинокль каменными грибочками можно полюбоваться сполна J. Точное место расположение: чуть ниже по течению Чулышмана от устья Чульчи будет впадать ещё одна речка. На её правом берегу, где то посредине горы как раз и расположилась «грибница».
! На самой реке Чульча есть колоссальный водопад. Говорят самый большой в России. Каскад, с общим перепадом высоты 160 м. Добраться до него достаточно сложно. Во первых надо как-то попасть на тот берег Чулышмана, а во-вторых ещё протопать вдоль Чульчи около 10 км по достаточно непростой пешеходной тропе. Кстати, открыт он был всего-то лет 20 назад. Как я понимаю, восточная часть Улаганского района Горного Алтая вообще малоизученное место. Может, ещё когда-нибудь удастся уделить ему больше внимания J
Местами попадаются небольшие броды (всего около 7). Я почти все проезжаю неслазя с байка резина то злая. Андрей и Алексей, вязнут и тонут. Андрей потом решил всё-таки переобуться в сандалии. Ребята с Тамбова едут рядом с нами. После нашего небольшого перекуса они вырвались вперёд и больше за весь поход мы их не видели. Жаль.
Со временем долина всё сужается и сужается, постепенно превращаясь почти в ущелье. Тучи всё ниже и ниже. И вот пошёл хороший такой дождь. Ехать становиться совсем уж неприкольно.
Практика показывает: рюкзаки типа «ПИК», «Мираж 80» мокнут ОЧЕНЬ хорошо. Если Вы идёте в поход, где предположительно будет дождь, не стоит надеяться только лишь на ткань рюкзака, лучше заиметь специальные тенты для рюкзаков (какие были у Тамбовцев), либо просто все вещи разложить по непромокаемым пакетам, как это сделал я. Или Алексей и Андрей могут рассказать, что это: когда все вещи МОКРЫЕ.
Недоезжая 6 км до перевала видим хорошую оборудованную стоянку на берегу Чулышмана, где и решаем остановиться. Из-за дождя очень холодно. Мокрые залезаем в палатку и готовим ужин на горелке. Романтики никакой. Засыпаем под шум дождя.
О, изыдьте, тучи небесные!
Велопробег за день: 48 км.
Дорога: более-менее хорошая грунтовка с большим количеством камней. Значительное количество бродов почти по колено. В конце пути много крутых подъёмов, спусков поменьше. Даже в дождь я бы не назвал дорогу грязной, в полном смысле этого слова.
3-й день (25 августа) «Катуярык»
пер. Катуярык Стоянка пастуха на берегу р. Большой Улаган
И тучи изыдели!
Солнышко ласково грело тент нашей палатки. Река шумела, а рядом уже успел пригнездиться рыбак с Горно-Алтайска. Рыбалка на Чулышмане просто превосходная, сказал он, но в этом году из-за постоянных дождей делать тут нечего.
Долго сушимся и поэтому выезжаем поздно.
Почти прямо под перевалом уже построили базу отдыха. Вроде по предыдущим отчётам её тут не было. Есть домики, баня. Цен не знаю. Эх, знать бы вчера про её существование
! Перевал Катуярык. Высота 1652 м., общий подъём 15 км, общий перепад высоты 730 м . Со стороны р. Чулышман крутой серпантин протяжённостью 3,5 км и набором высоты около 600 м. Потом ещё достаточно крутой подъём 4 км и затем уже более пологий участок 7,5 км. Вода появляется только на зим. Батуринская будка.
Разумеется, мы идём в перевал пешком J. Пробовал взвалить рюкзак на плечи и вести вел налегке, оказалось только сложнее L.
Виды просто очень красивые!
На второй половине перевала, все дружно хотим пить. Я отдаю свой последний глоток воды Лёхе.
Сама верхушка перевала ничего такого суперского из себя не представляет. Тайга и недалеко внизу небольшое озеро. Но самое главное после него спуск! Правда, не такой долгий, как подъём
Местность изменилась просто до неузнаваемости! Вместо высоко возвышающихся гор небольшие симпатичные холмики, частично поросшие лесом. А ещё и закат Едем и любуемся, любуемся. Красота, одним словом.
До с. Балыктуюль немного не доехали, поехали дальше вдоль р. Большой Улаган в поисках стоянки. На том берегу был такой симпатичный лес, а на нашем облом болото. Остановились в непосредственной близости аила (по алтайски дом) местного пастуха. Пахло конским и ещё непонятно каким навозом. Всюду хорошие такие кучки J Сложно, блин, было выбрать место для палатки
Велопробег за день: 36 км, из них около 5 км пешком.
Дорога: в начале хорошая каменная грунтовка. После перевала земляная грунтовка с периодическими большими и малыми лужами. Говорят в мерзкую погоду превращается в полную ж . Мы же такого сказать не можем. Лёха по ней порой за 50 км/ч ехал J
4-й день (26 августа) «Тени древних Пазырыкцев и современных Улаганцев»
р. Большой Улаган - урочище «Пазырык» с. Улаган пер.Улаганский б.о. «Узунколь»
Утро началось с фотографирования барашкев J. Кстати, один барашек, стоит около 2000 рублей. Почти 20 кг мяса, куча шерсти на носки и костей на холодец
Балыктуюль мы решили объехать по небольшой грунтовке, что шла вдоль р. Большой Улаган. Дорога пересекает урочище Пазырыкских курганов. Куча камней и ничего более, но я был как-то раз в музее, где выставляли экспонаты, извлечённые из подобных курганов и поэтому мне было интересно все эти камешки сфотографировать J Кто знает, что они прячут в своей глубине веков?! Остальные же члены команды смотрят на меня недобро
! Курганы представляют собой могилы родовых и племенных вождей, сооружённые в основном в 6 - 2 веках до н.э. Храбрые воины и беспощадные вожди готовили себе уютное пристанище в ином мире, беря с собой всё, что окружало их в этой жизни. Люди жили и не догадывались, что трупы убиенных лошадей и богатые предметы быта ещё не залог для успокоения их души. Язычники, одним словом.
Ещё чуть-чуть, и дорога упёрлась в небольшой брод, за которым оказалась то ли какая то недостроенная база, то ли бывшее место празднования Эл-Ойына (главная алтайская официальная этническая тусовка). Хорошие, опрятные аилы с подведённым к ним электричеством и пустота. Ни души.
Усть-Улаган мы проехали на одном дыхании. Никто нас вроде даже не пытался ни ограбить, ни убить. Само же село абсолютно не создаёт впечатления разрухи и полнейшего отсутствие цивилизации. Везде хорошие опрятные домики, магазины под сайдингом, куча иномарок с алтайскими номерами. Сотовой связи, правда, нет. Но это наверно временно.
Появляется асфальт, который медленно, но верно почти всегда ползёт в гору. Накрапывает дождь и все попадающиеся нам ручьи какого-то подозрительно говнистого цвета Опять проблемы с водой.
Местность вокруг начинает постепенно превращаться в лесотундру, сказывается набор высоты. Как было написано в путеводителе «Ле Пти Фюте», говорят, что данная местность напоминает Шотландию. Ну, ёшкин кот, буду в Шотландии, обязательно скажу местным: «Вы знаете, эти места очень похожи на наши Российские, под Усть-Улаганом, просто обалдеть!»
После небольшой речки, вытекающей из оз. Балыктукёль начинается непосредственно подъём в Улаганский перевал.
! Улаганский перевал. Высота 2080 м. Подъём около 7-8 км. Набор высоты 275 м. Дорога: почти всегда асфальт. Холодно.
Перед перевалом мы не поели колбасы, а пожевали чего попало и теперь ползём как черепахи. Силы на исходе. До вершины остаётся метров 500. «Жрать!» - говорит народ. «Нет, на перевале » отвечаю я. Такое зверство Лёха вспоминает до сих пор J
На перевале к нам подкатывает предприимчивый алтаец извозчик. Узнаёт, что нам надо в Кош-Агач и предлагает свои услуги: всего 1500 т.р. за грузовую машину. Как оказалось позже, по Алтайским меркам это очень даже недорого. Но мы отказываемся, так как до Акташа хотим доехать своим ходом.
Почти сразу на спуске после перевала стоит база отдыха «Узунколь», где мы, холодные, голодные и злые решаем найти приют. Приют в небольшом, абсолютно нетёплом домике стоит 250 рублей с койкоместа. Или, как мне досталось, поломесто Также была банька, где мы с радостью отогрелись и кафе, где мы поели самую вкусную в мире солянку и овощное рагу!
Засыпаем в своём домике, Лёха и Андрей, даже как люди на кроватях
Велопробег за день: 50,6 км, из них около 1,5 км пешком.
Дорога: в начале хорошая земляная грунтовка с одним бродом по колено. За несколько км до Усть-Улагана начинается асфальт, который порой куда-то исчезает. Подъём в Улаганский перевал и участок перед ним всем показался очень нудным в плане постоянного медленного набора высоты. На дороге появляется новое препятствие огромные стада коз, баранов и коров.
5-й день (27 августа) «Вперёд к Монголии!»
б.о. «Узунколь» с. Акташ (автомобильная заброска) р. Чёрная (5 км за с. Кош-Агач).
И, как люди, они даже не мёрзли, в отличие от меня. А я зяб всю ночь. И не мудрено, утром на земле был очень хороший иней. Туман опустился прямо на дорогу - день обещал быть жарким.
Позавтракали опять в местном замечательном кафе. В этот раз был пелядь, пойманный в озере рядом с базой, там же ловиться и форель. Обязательно сюда ещё вернусь. Порыбачить J
Дорога идёт постоянно вниз просто одно удовольствие! Мы с Андреем часто останавливаемся, фотографируемся. А Лёха, как торпеда, летит вниз. Говорит, скорость почти до 64 км/ч набирал!
Справа появляется мёртвое озеро Чийбекколь. Рыба в нём не живёт и утки тоже предпочитают не плавать. Всему виной, скорее всего ртутные испарения в воде, превышающие все допустимые нормы. Из него вытекает река Чибитка, в ней вода тоже наверно ртутью вся пропитана.
Незадолго до Акташа дорога прорывается сквозь так называемые «Красные ворота» - очень красивое место! Лёха оно понравилось чуть ли не больше всего на Алтае.
А в Акташа появляется сотовая связь! Совершаем контрольные звонки, шлём SMS-ки. Наша дальнейшая цель найти машину до Кош-Агача. Можно было конечно доехать и своим ходом, но время дорого. А оказалось это не так-то просто. В Акташе все автобусы уже уехали, частников нет. Выходим на тракт: одни легковушки и ни одной подходящей машины.
Так началась наша полуднёвка на обочине Чуйского тракта...
! Пьяные Алтайцы. Стоим у местного кафе на Чуйском тракте. Думаем, что делать дальше. Тут мы и узнали всю необузданность алтайцев пропитанных водкой: теперь и нам есть, что рассказать! Какому то типу очень понравился мой походный коврик, он давай его просить у меня, горячо дыша при этом перегаром. Ситуация была явно не в нашу пользу: сам он здоровый, рядом друг и двое ещё в машине сидят неподалёку. «Брату надо в тайгу, отдай по хорошему». Я спокойно не отдаю, вижу, что так просто это всё не кончиться. Если будет драка, всё равно он, гад, его заберет. Ему надоедает просить меня по хорошему. Он берет коврик и уходит. Я выхватываю коврик у него из рук - «Э, ты меня за руки то не хватай!». Что было бы потом, догадаться не сложно, но двое его друзей в машине были всё-таки трезвые и вовремя подоспели на помощь. Нам. Мы принимаем извинения и молча провожаем их удаляющуюся машину.
Алтаец + водка = очень опасно!
Нам потом ещё в Онгудае мой дядька рассказал случай про пьяного алтайца пастуха: принял он както хорошо каких то заблудших охотников, а они сдуру решили его отблагодарить водкой, он же всё сразу забыл и схватился за ружьё
Наконец, уже под вечер, мы всё-таки поймали машину. Водила по имени Виктор устроился очень даже не плохо: всё лето он возит туристов по всему Алтаю, в основном в сторону Шавлинских озёр, а потом ещё и снабжает их своими лошадьми. С нас он взял 2000 т.р. до Кош-Агача. Очень дорого, но что поделаешь, когда мы тут ещё будем
Время уже к ночи (нас сильно долго давила жаба по поводу денег J). Мы летим вверх по Чуйскому: как в сказке проноситься мимо нас красавец Северо-Чуйский хребет, затем показывается и сама Чуйская степь. Дорогу преграждают странного вида животные: на первый взгляд, какие то огромные собаки. Оказалось сарлыки, или просто яки. Те же коровы, только чрезмерно волосатые. Вдали идут верблюды. Сама же степь больше похожа на полупустыню, чем на степь: редкие, отдельные пучки трав растут на щебенистой поверхности. Горы на закате приобретают фиолетовый оттенок, снег на них опускается совсем уж низко к нам. Всё это красиво неописуемо.
Место рядом с водой нашлось только за Кош-Агачем у р.Чёрная. Уже по темноте ставим палатку, готовим на горелке и спать. В ожидании завтрашней фотоохоты на верблюдов
Велопробег за день: 26 км. Автопробег 105 км.
Дорога: просто сказка! Но надо быть осторожным, покрытие не асфальтовое, скорости большие - последствия от падения могут быть очень даже трагичными. Машин заметно прибавилось.
6-й день (28 августа) «В Алтайских степях, или в погоне за верблюдами»
р. Чёрная с. Кош-Агач Чуйская степь Курайская степь р. Чуя (20 км до Акташа)
Рано утром обозреваем Чуйские просторы. В путеводителе указано, что это самое сухое место в России. И действительно, там, где когда-то были маленькие лужи, земля вся в трещинах. Видимо, дождя тут не было давно и, судя по чистому ясному небу, не будет и сегодня.
Верблюдов нигде не видно.
! Чуйская степь. Высокогорная степь, находящаяся выше, чем 2000 м. над уровнем моря. Деревьев нет совсем. Изредка растут какие то кусты с большими колючками. Климат очень суровый: зимой температура воздуха нередко опускается ниже -60 градусов по Цельсию. Летом часто дуют пылевые бури. Осадков в год выпадает меньше 150 мм. (по статистике это самое сухое место России). Алтайцев уже гораздо меньше, чем казахов, уже даже монголы появляются. Русских можно сказать нет совсем. Ко всему прочему, Чуйская степь одно из немногих мест в России, где разводят верблюдов.
В Кош-Агаче нам встретился местный милиционер, который стал нас подробно спрашивать про велосипеды, про снарягу и т.д.: он намерен доехать до Пекина через Монголию на байке! «Надоело, говорит, всё одно и тоже». Тут он прав: велопоход, как и любой поход даёт очень хорошую встряску!
Недалеко от Кош-Агача, около деревни Бельтир, был эпицентр недавнего землетрясения. Заезжать мы туда не стали, но очевидцы говорят, что там осталось много трещин по полметра шириной. Но последствия землетрясения видны и без этого: севернее за Кош-Агачем все сёла почти выстроены заново! И новые ряды из одинаковых сине-зелённых домиков смотрятся как-то уж не совсем по Алтайски.
А верблюдов всё нет и нет. Где они их пасут? Андрей периодически останавливается и просматривает окрестности в бинокль, на предмет наличия этих двугорбых тварей. Всё тщетно. Надо было вчера их фотографировать.
Постепенно Чуйская степь сходит на нет: горы подходят совсем близко к дороге. В лицо дует очень сильный мордодуй. Что за Ехать с горки уже даже быстро не получается. Как мы узнали потом, на этом участке (узкий перешеек между Чуйской и Курайской степью) почти всегда дует ветер.
! Курайская степь. Находиться на высоте 1500 1700 м. Над уровнем моря. Её уже можно назвать степью, в привычном нам плане: маленькая, выгоревшая травка, редкие деревья. Гораздо меньше Чуйской: в принципе с небольшой горки видно её всю. Очень прекрасные виды: с одной стороны высоченные снежные пики Северо-Чуйского хребта, с другой Курайского хребта.
И тут на нас нападают какие-то злобные курайские мухи! Они не кусаются, но их достаточно много и они всюду пытаются залезть. Откуда они тут взялись в таком количестве?!
С села Курай можно сделать радиалку до альплагеря у ледника Актру. Может и можно было бы заехать, но оставляем пока на потом. Будет повод вернуться J
Вечереет. Быстро проехав Курайскую степь с её мухами, находим стоянку прямо у дороги, на берегу р. Чуя. Вокруг начинают кружить комарики: первые за весь поход. Прямо какой-то день насекомых
Велопробег за день: 89 км.
Дорога: 90% асфальт. Много под горку, но есть и подъёмы. Много ветра и у нас он был всегда в лицо.
7-й день (29 августа) «Вниз по Чуйскому, или петроглифы Калбак-Таша»
р. Чуя (20 км от Акташа) с. Акташ Чуйский тракт ур. Калбак-Таш р. Чуя (10 км до Ини)
Как хорошо ехать вниз! Особенно когда нет ветра. За час добираемся до Акташа и завтракаем в том самом кафе, возле которого у нас был конфликт с местными. В этот раз их вроде не видать J
А потом опять вниз! Вполне сносный асфальт, прекрасные виды, малое количество машин и прекрасная погода: что ещё нужно для хорошего дня J.
Едем, едем и едем. Я незаметно для себя вырываюсь вперёд: хотел остановиться подождать своих возле небольшой речки, впадающей в Чую, но её не оказалось (высохла наверно) и незаметно для себя я доехал аж до кафе у скалы Белый Бом.
Сел там, заказал беляшик и принялся ждать. Невдалеке у обочины валялся бомж. Он что-то мне кричал, вроде как звал к себе, но я его просто игнорировал. Бомж собрался с силами и сам подвалил ко мне. Его послепохмельную речь я не понимал почти совсем. Он был настроен вроде дружелюбно, восхищался моим велосипедом и еле держался на ногах. Потом он долго ещё вертелся вокруг, просился в общество то местных официанток, то проезжих дальнобойщиков. Всех их он приветствовал на одном ему понятном языке «Брыг-бююамныгаемсяровян проагныыышшрта» и так далее. Беседу никто не поддерживал. Пошёл тогда поспал ещё немного.
А товарищей моих всё не было и не было.
Бомж, тем не менее, опять подвалил ко мне и вполне внятно попросил его подвезти до ближайшей горки. Потом очень сильно удивился: «Штак у тебя вилосипет! А я думал мокик». Потом опять пошёл по второму кругу: официантки, шофера
Мне этот цирк надоел и я отъехал от кафе метров на сто и уселся у дороги на близлежащие брёвнышки. Минут через 20 показались Лёха с Андреем. Немного меня поругали, что я вырвался вперёд, и мы поехали дальше.
Немного погодя была обнаружена вывеска непосредственно у дороги, говорящая о том, что в этом месте проводятся экскурсии на Калбак-Таш знаменитое урочище древних петроглифов. И действительно, на скалах, прямо над дорогой лазает небольшая группа людей, что-то там фотографирует. Иду на разведку. И точно, местная алтайская девушка уже вовсю проводит экскурсию группе из Екатеринбурга. Ненавязчиво присоединяемся к ним J
! Урочище Калбак-Таш. На плоских камнях, в непосредственной близости от Чуйского тракта, выбиты изображения различных животных (оленей, быков, снежных барсов, лошадей), людей (охотники, шаманы, сексуальная тематика), фантастических существ и даже космических кораблей! Правда, насчёт последнего, можно поспорить. Древность отдельных петроглифов достигает аж палеолита! Рисунков очень много, все разные, у многих композиций есть определённый смысл, о котором можно где-нибудь заранее почитать или воспользоваться услугами гида проводника, домик которого находиться в непосредственной близости от урочища. Есть композиция, которую снимать на фото-видео аппаратуру строго запрещено и называть своё имя на закате возле неё тоже нельзя. Духи, понимаешь
В группе из Екатеринбурга был профессиональный видеооператор, он сразу отказался туда идти, сказав: «Меня и так уже многие ищут» J Зато потом мы сами попали в объектив его камеры, выложив всё: кто мы, зачем тут и куда едем. Один из водителей, сказал, что нам было бы здорово переночевать на базе у р. Малый Яломан. Ехать то всего ничего! Давно заметил, что автолюбители и велосипедисты смотрят на мир разными глазами. До Малого Яломана мы доехали только на следующий день и вообще, база находиться на Большом Яломане, что ещё дальше. Хорошо на машине: надавил чуть-чуть газу и мчишься. И километры как-то быстрее считаются J
Стоянку нашли опять на берегу Чуи, недалеко от её впадения в Катунь.
Андрей обнаружил, что одна из его спиц на заднем колесе скончалась. Неизвестно уж когда
Велопробег за день: 100 км.
Дорога: асфальт по несильно пересечённой местности с постоянным сбросом высоты.
8-й день (30 августа) «Чике-Таман, или загадка села Иня»
р. Чуя (10 км от Ини) с. Иня Чуйский тракт пер. Чике-Таман (1260 м., по старой дороге) с. Онгудай
За ночь всё небо затянуло, и постепенно всем стало понятно: сегодня всё таки будет дождь L
А мы подумали, подумали и решили: а ну его варить завтрак, поедим в каком нибудь кафе в селе Иня. Уж там то, конечно, оно есть. Но как оказалось это была всего лишь мечта Да, именно кафе с усмехающимся названием «Мечта» нас в Ине и ждало. Двери были любезно закрыты на замок.
Вместо вкусного завтрака Иня нам предложила хлеб в сухомятку и печенье, про которое продавщица сказала:
-Обычно у нас его берут, сельских коз кормят.
-Ничего, мы как нибудь сами - был ответ.
Блин, жируют инёвские козы! Интересно чем остальная живность тут питается?
Ещё есть в Ине самое древнее культовое место для бухалова. Несколько древних каменных стел по 2 метра стоят возле дороги и вокруг ящики выпитой водки. Местные жители, наверно, очень почитают древние традиции
Над Катунью возвышается небольшой подвесной мост. Как было написано в путеводителе, самый первый подвесной мост в мире! А посреди села стоит настоящий памятник Ленину, зовущий инёвцев куда-то на восток.
Удивительное ты село, Иня! И козы твои беззаботны и жирны
И опять мы ни черта не поели и снова ползём в сторону перевала еле-еле. Перед самым его подъёмом сворачиваем с асфальта на старую дорогу, проходящую невдалеке от новой и начисто лишённой машин.
! Перевал Чике-Таман. Высота 1250м. над уровнем моря. Общая протяжённость подъёма 4,5 км. Перепад высот около 300 м. Существует две дороги: старая (вполне приличная грунтовка) и новая, по которой все ездят. На самой вершине перевала можно проехать на новую дорогу, или наоборот. Не сложный, но весьма живописный перевал. Говорят, на него специально ездят Новосибирские даунхильщики. Я их понимаю J
Какой-то час пешком и мы наверху. Конечно, наверно можно было даже заехать в него, если постараться, но ни сил, ни желания не было. На склоне у перевала тусуется целая шайка пищух (довольно крупные грызуны). Носят травку, наверно, в свои норы и громко пищат.
Любуемся видами, фотографируемся и начинаем спуск вниз. Скорость набирается мгновенно, дорога немножко разбитая и поэтому адреналин начинает выделяться в кровь литрами! Хороший такой глоток экстрима под конец похода! Действительно, хороший спуск для даунхила, а ещё и ветки с деревьев свисают прямо на дорогу и, если зазеваешься, по морде хорошо получишь.
После перевала тоже длинный 10 километровый спуск, по которому несёмся за 30 км/ч.
До Онгудая осталось совсем чуть чуть, но тут опять пошёл дождь, да ёщё какой! 10 минут и все опять насквозь мокрые.
Дождь резко заканчивается, выглядывает Солнце и во всё небо прорисовывается радуга: эдакая улыбка Алтая нам на прощание
Возвращайтесь, ребята, покуражимся ещё! J
Обязательно вернёмся, когданибудь, дядя Алтай! .
В Онгудае мы нашли приют у моей родной тёти, которая там живёт. Баня, хорошая еда, тёплый дом что ещё нужно после хорошего велопохода по Алтаю. Особенно после злого дождя.
Велопробег за день: 82 км, из них около 3 км пешком.
Дорога: асфальт. На старом Чике-Тамане вполне приличная грунтовка, правда, иногда, совсем некстати, возникает колея, усугублённая ручьём, свисают ветки деревьев.
И в заключение
В общем, всё у нас получилось J Правда, по заранее составленному плану мы ещё должны были снова выйти к Катуни через перевал Тавдинский, а затем выйти к Чемалу. Но из-за того, что у нас не было обратных билетов на руках, а времени свободного было все два дня, мы решили не рисковать. Да и хватит пока на первый раз J Дорог и бездорожья на Алтае много: все зараз не объездишь, во всех местах не побываешь, всех верблюдов не перефотографируешь
Вот так.
До встречи, на Горном Алтае!
Житин Родион,
г. Новосибирск 2006